Костюм древнерусского

КОСТЮМ ДРЕВНЕРУССКОГО ЧЕЛОВЕКА: РЕКОНСТРУКЦИЯ ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ

Часть IV

КАБАТ рабочая одежда ремесленника.
БУГАЙ представлял собой верхнюю меховую одежду.

В Повести о Михаиле Тверском упомянута КОТЫГА, являющаяся, по М. Фасмеру, шерстяной одеждой типа рубашки или хитона.

Группа терминов (их всего 13), относящихся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к женскому костюму, включает в основном названия украшений (колтки,
усерязи, монисто, ожерелье, алам), а также головных уборов или их частей (убрус, чело, повоец, привитка, косы).

И лишь три названия можно отнести к видам женской одежды чупрун, подволока, кортел.

При этом ПОНЯВИЦА могла быть и видом женской одежды, и
тканью. В данном случае можно лишь опираться на этнографические
аналогии.

ЧУПРУН, упомянутый в списке приданого, по определению В. И.
Даля род женского кафтана.

По данным этнографии, чупрун представлял собой одежду глухого туникообразного покроя, с круглым или четырехугольным вырезом горловины, с длинными прямыми рукавами.

В XIX начале XX века чупруны были распространены в Рязанской и
Тульской губерниях и являлись в основном одеждой замужних женщин.

ПОДВОЛОКА по-видимому, женская верхняя одежда.

КОРТЕЛ или кортл, упомянутый в Сказании об иконе Богоматери Владимирской и более поздних письменных источниках, по мнению М. Г. Рабиновича, являлся подбитой мехом дорогой верхней одеждой свободного покроя, по типу летника XVIXVII вв.

В Сказании названы также ОТЛОГ и УВИСЛА, имеющие отношение к женскому костюму.

Отлог, по мнению Н. Н. Воронина это пришивной κ верхней одежде откидной колпак или башлык, увисла вероятно, бахромчатая оторочка этого колпака.

Среди приведенных понятий выделяется группа, относящаяся к
древнерусскомуЖЕНСКОМУ ГОЛОВНОМУ УБОРУ:
убрус (юбрус), чело (очелье, цьльцьмо), повоец, привитка, колтки, усерязи, косы.

Этот небольшой ряд понятий в целом достаточно полно характеризует состав женского головного убора, его основные части. Несмотря на
фрагментарность археологических находок древнерусской одежды, мы
можем сказать, что все эти элементы женского головного убора известны по археологическим материалам.

Важно отметить также, что все приведенные названия хорошо известны из этнографии.
ЧЕЛО (цьльцмо) или очелье, по этнографическим данным передняя, возвышающаяся надо лбом часть головного убора.

В древнерусских погребениях известны находки подобных частей
головных уборов. Например, в погребениях курганной группы Суходол
(Тверская область) были зафиксированы головные уборы, передняя часть которых была украшена бронзовой фигурной пластиной. По погребению в могильнике Новинки (Вологодская область) М. А. Сабуровой был реконструирован головной убор с высокой передней частью, расшитой мелкими бляшками.

ПОВОЕЦ (повойник) как в XII, так и в XIX начале XX в. являлся
нижней частью головного убора замужней женщины. По этнографическим материалам, повойник всегда прикрывался сверху кокошником, платком или волосником.

Из погребений XVIXVII вв. происходят волосники, по форме
напоминающие повойники XIX в. Это мягкая шапочка, с пришитым очельем, стянутая на макушке или по бокам.

УБРУС (юбрус) полотенчатая часть головного убора, надевавшаяся поверх его основных элементов (кики, повойника). Полотенчатые головные уборы зафиксированы во многих древнерусских погребениях: например, на территории Верхневолжья (Березовецкий могильник), в Беларуси (Минск).

Материалы погребений показывают, что головные покрывала надевались одновременно с головными уборами с жесткой основой и височными кольцами.

КОЛТКИ (колты) украшение головного убора, хорошо известное
по материалам древнерусских кладов. Встречены упоминания золотых
колтов, относящиеся к XII в.

УСЕРЯЗИ, по предположению Н. В. Жилиной подвески и поднизи, украшавшие головной убор.

КОСЫ — это собственно девичьи косы, являющиеся частью прически.

Материалы древнерусских могильников свидетельствуют, что в косы могли вплетаться височные кольца и подвески.

Кичкообразный для замужней женщины с колоколовидными подвесками и поднизью- позатыльником.

ВИСОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ неотъемлемая часть древнерусского женского
головного убора с X по XIII в. Так, например, на территории Верхневолжья
височные украшения зафиксированы в 90% женских погребений.

Известны и находки КОСНИКОВ, представляющих собой украшение из шерстяных шнуров, украшенных металлическими обоймицами.

Косами, вероятно, назывались и украшения головного убора замужних женщин. Они представляли собой ленты, украшенные височными кольцами, подвесками, бляшками, прикреплявшиеся к головному убору у висков и имитировавшие девичьи косы.

Материалы древнерусских погребений позволяют говорить, что все эти
части древнерусских женских головных уборов и украшений могли носиться одновременно, составляя сложный головной убор, аналогичный русскому этнографическому головному убору.

Помимо одежд и украшений письменные источники XIXV вв.
называют также различные виды тканей (ПАВОЛОКА общее название ткани, ФОФУДЬЯ драгоценная шелковая, парчовая ткань, шелк и др.).

Таким образом, письменные источники позволяют уточнить характер
покроя некоторых видов одежды и использовавшиеся ткани. Они
существенно дополняют археологические материалы. В то же время,
открытыми остаются такие вопросы, как типы швов и нити,
использовавшиеся при пошиве одежды, застежки и отдельные детали кроя, соотношение схем кроя и размеров используемых кусков ткани.

Предметом дальнейшего исследования остаются и вопросы об этапах и
скорости изготовления той или иной одежды, о времени появления
профессиональных мастеров.

Для изучения этих вопросов необходимо привлечь данные письменных источников более позднего периода (XV XVIII вв.).

Очевидно, что данные письменных источников часто выполняют
роль связующего звена при сопоставлении археологических материалов X XIII вв. и сведений этнографии XVIIIXX вв., разделяемых несколькими
столетиями.

Для изучения вопросов о покрое и функции некоторых видов древнерусской одежды необходимо обращение к истории
западноевропейского костюма.

* * *
По сравнению с XXIV вв., круг письменных источников по истории
русского костюма XVXVII вв. гораздо более широк. Он включает как
русские, так и иностранные источники, достаточно обстоятельно
характеризующие русскую одежду, ее роль в повседневной жизни, обрядах и церемониях.

Сведения о костюме можно найти в русских летописях, хронографах, различных литературных произведениях, актовом материале.

Наиболее информативным источником этого периода являются
духовные грамоты, содержащие большое количество наименований одежд.

Появляются иллюминованные рукописи, описывающие свадебные
церемонии и коронации. Важнейшим источником являются Разрядные книги различного содержания. В том числе с записями, которые касались
имущества (книги выходов, кроильные книги, описи имущества).

В расходных кроильных книгах имеются указания на размер и даже фасон платья, сделанного для разных дворцовых людей и царского семейства.

Особо следует сказать о приходорасходных и записных книгах Казенного
приказа, Государевой и Царицыной мастерских палат XVII в. Описи царской казны и платья дают подробное перечисление царской одежды и вещей с указанием материала, из которого они сделаны, и украшений (например, кафтаны с рукавы камка мисюрская, на бели шолк лазорев, зелен, червчат с золота листейцо и травы мелкий узор, пугвицы, канютельны, золоты; кушак гирейской, на але широкия полосы, шолк лазорев, бел, чорн, зелен, а разными шолки с золотом; по концом по три полоски жолты и т. д.).

Более информативными становятся литературные произведения.

Жизнеописания, бытовые повести зафиксировали многие черты
средневекового быта.

Интересным письменным источником по истории костюма является Домострой памятник нравоучительной литературы эпохи
средневековья.

Первая редакция Домостроя составлена в Новгороде в конце
XV начале XVI в.

Вторая протопопом Сильвестром, советником Ивана IV.

Во второй половине XVII в. появились его стихотворные переложения.

Основные части Домостроя излагают религиозные наставления, правила
семейных отношений, ведения хозяйства. Состав текста дополнялся
различными приложениями (в частности, травниками, лечебниками и
частными комментариями). Домострой излагает правила жизни и в то же
время отражает особенности мышления средневекового человека. В нем
содержатся описание реалий быта и множество изречений народной
мудрости. Большое значение придается способности женщины вести
домашнее хозяйство. Важнейшей добродетелью хозяйки считалось умение заниматься рукоделием, в том числе кроить с минимумом обрезков ткани, умение применить отходы от пошива одежды, умение аккуратно носить и хранить одежду и обрезки ткани.

Здесь же дается подробное описание свадебного обряда, в котором немаловажную роль играли элементы костюма:
Как кроить различную одежду и хранить остатки и обрезки.
Если случится в домашнем хозяйстве какую одежду кроить, себе и жене или детям да слугам: камчатое или тафтяное, шерстяное или златотканое,
хлопчатое крашенинное или суконное, армячное или сермяжное, или шубу, или кафтан, или терлик, или однорядку, или кортель, или летник и каптур, или шапку, или нагавицы, или какое иное платье: или кожи придется кроитьна саадак, на седло, на шлею, на сумы, на сапоги, так сам господин или госпожа смотрят и подбирают товар, остатки же и обрезки всякие хранят, остатки эти и обрезки различные ко всему при-годятся в домашнем деле; заплату наставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить, вот тогда остаток или обрезок и выручит, на рынке ведь устанешь, подбирая по цвету и виду, да втридорога и купишь, а иногда и не сыщешь. Если же придется какую одежду кроить для молодых, сыну или дочери, или молодой невестке, какая одежда ни будет, мужская и женская, любая хорошая, то, кроя, загибать нужно по два вершка и по три на подоле и по краям, возле швов и по рукавам; а как вырастет он года через два или три, или четыре, то, распоров такую одежду, загнутое выправить и снова впору будет одежда лет на пять или шесть. А какая одежда не на каждый день, кроить ее так же.
(Цит. по: Домострой , вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова).

Важнейшими источниками являются записки иностранцев, посетивших
Россию в конце XV начале XVIII в.

Описания иностранных путешественников, и особенно оставленные ими изображения русского быта, архитектуры, костюма, представляют собой ценный источник, позволяющий взглянуть на историю России. Наиболее обстоятельная характеристика внешнего вида и костюма русских содержится в сочинениях Сигизмунда Герберштейна, Джжильса Флетчера и Аадама Олеария.

Отдельные сведения содержат сочинения Гильбера де Ланноа (конец XV начало XVI в.), Ричарда Ченслера140 (XVI в.) Якоба Ульфельда, Николааса Витсена, Яна Стрейса, Жака Маржерета (XVII в.) и других европейских дипломатов, писателей, купцов, путешественников, побывавших в России и написавших о своем пребывании в России.

Иностранцы, побывавшие в России в качестве послов, характеризуют
преимущественно княжеские и боярские одежды и внешний вид горожан.

Практически все иностранные путешественники говорят о пышности одежд и церемоний русского великокняжеского и царского двора. Их поражает количество украшений, величина драгоценных камней, одежды, расшитые золотом и жемчугом.

Так, Николаас Витсен описывает одежды, увиденные им при дворе Алексея Михайловича, как твердые от золота, жемчуга и драгоценных камней. Пышность и грузность невиданных украшений иностранцы описывают особенно подробно. Жак Маржерет упоминает ожерелья толщиной в 4 пальца, а Якоб Ульфельд, подчеркивая обилие
драгоценных камней в костюме государя, замечает перстни на всех пальцах, а шейное ожерелье царя напоминает ему устаревшее женское украшение, которое носили в Дании.

А. Олерий:
На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших
камзолов, только длинные, до колен и с длинными рукавами, которые перед кистью руки собираются в складки; сзади у шеи у них воротник в четверть локтя длиною и шириною; он снизу бархатный, а у знатнейших из золотой парчи: выступая над остальными одеждами, он подымается вверх на затылке.
Это одеяние они называют кафтаном.
Цит. по: Олеарий А. Описание путешествия в Московию

Дж. Флетчер:
Благородные женщины (называемые женами боярскими) носят на
голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх нес шлык,
называемый науруса. белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде головного убора, из золотой парчи), называемую шапкой земскою, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями.
Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста,
завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все
покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с
цветными завязками (называемые шляпами земскими). На шее носят
ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями.
Флетчер Дж. О государстве русском Воспоминания
иностранцев с анг. Н.Белозерской, Ю.Готье.

В то же время во всех записках иностранных путешественников
подчеркивается внешняя, презентационная сторона быта русского
великокняжеского и царского двора.

Богатейшие одежды из царской казны используются только во время церемоний, тогда как в обычной обстановке русские одеваются очень просто.

Покрой и материал русских одежд XVII в. довольно подробно описан
Адамом Олеарием, причем покрой описанных им одежд совпадает с кроем сохранившихся экземпляров исторической одежды XVIXVII вв. Флетчер отмечает одинаковый покрой богатых и бедных одежд.

Русскую одежду Олеарий сравнивает с греческой и польской.

Особенностью русской одежды, которую упоминают многие иностранцы, в частности, Олеарий, Стрейс, Витсен, являются длинные рукава.

Такая одежда хорошо известна по рисункам из альбома Августина Мейерберга, гравюрам к сочинению Олеария и другим изобразительным источникам XVIXVII вв.

Находки из средневековых усыпальниц Московского Кремля подтвердили бытование подобной одежды. Чтобы обнажить кисть руки, такой рукав необходимо было собрать в многочисленные складки.

Внешний вид русских женщин поражал иностранцев не меньше…

Стольники при Иване Грозном сменили широкие одежды, похожие на далматики, на терлики, одежду типа кафтана, похожую на военный камзол. Возможно, что эти изменения являлись следствием знакомства русских с европейскими традициями и проникновением в Россию европейской моды.

Имеются и свидетельства ношения русскими дворянами XVIXVII вв. европейского платья.

Количество терминов, обозначающих различные детали костюма,
увеличивается, в сравнении с предыдущим периодом. Многие названия
одежд, известные по источникам XXV вв., продолжают использоваться и в XVIXVII вв., например, опашень, охабень, терлик, чупрун,
бугай, свита, кафтан, шуба, порты и т.д.

Мужская одежда по- прежнему описывается большим количеством терминов.

Наиболее часто упоминаемым видом одежды является шуба. Шуба, по-
видимому, была самым дорогим видом одежды, поэтому упоминается чаще других одежд в завещаниях. Бытовали шубы, верх которых был выполнен из ткани, и голые (нагольные) шубы, у которых верх был не покрыт тканью.

Ю. В. Степанова

Древнерусский костюм: Источники и реконструкция. Степанова Юлия

https://rusichi.info Русичи Славянская Социальная СетьДревнерусский костюм источники и реконструкция. Степанова...

Костюм древнерусского: 4 комментария

  1. Чупрун это женская одежда… кто бы мог подумать.

  2. Виктор, это омоним.

    «Перед нею усердные слуги;
    Она бьет их, за чупрун таскает. «

    Понятие «омоним» введено Аристотелем.

    По «чупруну «я нашла только два смысла: одежда и чуб (волосы на голове).

    Тема интересная: спутник и спутник.

    Очень много слов — понятий в былинах сегодня имеют другой смысл.
    Как-то кто-то написал понятие из былины, имея ввиду совсем другое.

    Я уже не помню, это было несколько лет назад.
    Человек подумал, что там «криминал», а оказалось — нежность, преданность и семья.

    Часто люди дают себе ники, не задумываясь, а что они значат в полном объеме.

    Как-то человеку объяснила, что значит его ник, обиделся…

    И мне очень интересна тема, когда современный украинский язык в своем словарном составе имеет слова, которые по смыслу полная противоположность их исконным значениям.

    Слова простонародные, ёмкие, но докопаться до сути — надо копать…)

  3. Надежда, да понятно) я просто про этот омоним не знал, вот и удивляюсь.

Добавить комментарий